Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-круглый стол М.В. Суторминым и Н.В. Поповой

Дата проведения: 15 марта 2012 года

Эксперты:

Попова Наталья Викторовна, ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля УФАС по Тамбовской области

Сутормин Михаил Владимирович, начальник контрольно-аналитического отдела Управления по регулированию тарифов Тамбовской области 

Участники:

- ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»
- ОАО «Тамбовская сетевая компания»
- ОАО «Оборонэнергосбыт»
- ОАО «Тамбовские Коммунальные Системы»
- МУП «Тамбовинвестсервис»

Ведущая интернет-круглого стола: Рита Багатурия (компания «Плюс Гарантия») 

Ведущая: Добрый день, уважаемые участники и гости мероприятия! Позвольте поприветствовать Вас от имени организатора сегодняшнего мероприятия – регионального партнера разработчика информационно-правового обеспечения ГАРАНТ  - компании «Плюс Гарантия». Меня зовут Багатурия Рита, старший специалист отдела внешних связей. В ходе предстоящей встречи я выступлю в роли куратора, помогая сделать диалог экспертов, участников и гостей максимально эффективным. Наша компания уже не первый год активно реализует программу «Сотрудничество с органами государственной власти», в рамках которой организует ряд мероприятий – интервью, круглые столы, конференции. Все они  направлены  на решение единой задачи – сделать диалог региональных властей с гражданами максимально открытым и доступным. 

Сегодняшняя встреча посвящена достаточно узкой теме и звучит она следующим образом: «Практика правил и требований стандартов раскрытия информации в рамках Постановлений правительства Российской Федерации  №24 от 21 января 2004 года и №1140 от 30 декабря 2009 года ».

Наша главная задача  - провести открытый диалог с обсуждением непосредственно практики применения данных Постановлений, проблем, с которыми сталкиваются юристы, исполнители и другие лица. Акцент будет сделан на вопросах со стороны заинтересованных организаций, на прояснении моментов, вызывающих вопросы и сомнения на практике. В связи с этим, прошу Вас быть максимально активными и задавать все интересующие вопросы. 


М.В. Сутормин: Наше Управление действует на основании Положения, и одной из функций, указанной в этом положении, является контроль за осуществлением деятельности в области соблюдения субъектами естественных монополий своих обязанностей по стандартам раскрытия информации. Конкретно в области передачи электрической энергии, оказанию услуг по техническому присоединению, услуг по передаче тепловой энергии, а также за осуществлением деятельности гарантированных поставщиков электрической энергии Тамбовской области. Вторая наша функция – это контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса. 

Что касается Постановления №24, то основы определены Федеральным законом №35 об электроэнергетике и 147-ой, об естественных монополиях. В этих законах обязанность по контролю за стандартами раскрытия информации возложена на субъекты Российской Федерации, уполномоченным органом, которым и является Управление по регулированию тарифов, а также является контролирующим органом по данному Постановлению. 

По этому документу больше моментов, касаемо сетевых организаций и гарантирующих поставщиков. Второй и шестой раздел 24-го Постановления четко прописывают сроки, состав, периодичность раскрытия информации. Они вам хорошо известны, вы по ним работаете, поэтому перечислять и зачитывать их не вижу смысла. Организации письменно сообщают нам о месте размещения своей информации.

Ведущая: Насколько налажена эта работа по своевременному информированию о размещенных данных между Вами и организациями, которые обязаны это делать?

М.В. Сутормин: Здесь важно отметить, что количество организаций по области достаточно большое, особенно если говорить об организациях коммунального комплекса. По теплу организаций порядка двухсот, по холодному водоснабжении, по утилизации, меньше. Если в тепловом комплексе организации более-менее дисциплинированы, то в коммунальном комплексе проблемных моментов гораздо больше. Где-нибудь в районе эта работа осуществляется сложнее. 

Нам приходится рассылать запросы, «грозные» письма  с просьбой предоставить данные, приходится  влиять через местные администрации и напрямую. У нас была в январе месяце компания по стандартам раскрытия, по тарифам, принятым на 2012 год. По тепловой энергии нарушения были не по факту раскрытия, а по объему и наполнению раскрытой информации. В коммунальном комплексе, конечно, дела не так хорошо обстоят. 

Ведущая: То есть это именно та сфера, в которой нарушения выявляются наиболее часто?

М.В. Сутормин: 
Трудно требовать с организации, в которой работают четыре человека. Честно говоря, и штрафовать по 9.8.1., по Кодексу административных правонарушений такие нарушения – это значит прекратить существование организации. Мы пока надеемся, что нашими письмами мы все-таки исправим ситуацию. До конца апреля нам станут известны результаты за 2011 год, и я, надеюсь, что картина будет лучше, чем ранее. 

Ведущая: Мы акцентировали внимание сейчас на небольших районных организациях, а если говорить о более крупных, серьезных региональных компаниях, как у них налажена эта работа?

М.В. Сутормин:
 С крупными организациями все достаточно налажено. К ОАО «Тамбовские Коммунальные Системы», ОАО «Тамбовская сетевая компания» и и МУП «Тамбовинвестсервис»  замечаний  нет. 

Ведущая: Спасибо, Михаил Владимирович. Теперь предоставим слово представителю Управления Федеральной антимонопольной службы – Наталье Викторовне Поповой. Чему Вы уделяете наибольшее внимание, проверяя соблюдение стандартов раскрытия информации? Как и в какие сроки должны отчитываться Вам организации? Какие наиболее проблемные моменты и нарушения наблюдаются по Вашей части работы в данном направлении?

Н.В. Попова: Как уже было сказано, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года №24 утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии». Последние изменения внесены 29 декабря 2011 года. Они коснулись энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, в отношении них был дополнен пункт, по которому они обязаны раскрывать информацию. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектов розничных рынков электрической энергии, осуществляющих свою деятельность на территории Тамбовской области. Это сетевые организации и гарантирующие поставщики. 

Полномочия по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организаций коммунального комплекса и субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, утвержденный Постановлением Правительства №1140 на Тамбовское УФАС России не возложено. 

В Стандартах раскрытия информации установлены требования, порядок, способы и сроки раскрытия информации. Субъекты оптовых и розничных рынков электрической энергии обязаны соблюдать стандарты раскрытия информации, а также обязаны сообщать в управление Федеральной антимонопольной службы и в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области информацию о месте ее опубликования в период, сроки, не превышающие пятнадцати дней. Однако, на нашей практике, некоторые субъекты не выполняют своей обязанности в силу различных причин, и не направляют нам такие данные. 

Ведущая: Речь идет как об электронных СМИ, сайтах организаций, так и печатных? 

Н.В. Попова: Да, именно так. У нас информация раскрывается тремя способами. Это опубликование в средствах массовой информации - в официальных печатных изданиях, на сайтах и по запросу заинтересованных лиц. Каждый субъект раскрывает информацию в соответствии со своим разделом, в котором конкретно прописано, какую информацию организация должна раскрывать и в какие сроки. Хотелось бы также напомнить, что у нас предусмотрена ответственность статьей 9.15 Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой за нарушения субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии стандартов раскрытия информации предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей. Но на практике в 2011 году Тамбовским УФАС России был возбужден ряд дел об административных правонарушениях. Но указанные дела были прекращены в связи с применением малозначительности стать 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, поскольку указанные дела были возбуждены  в отношении сетевых организаций, у которых основным видом деятельности не является передача электрической энергии. Это были у нас крупные заводы,  расположенные на территории Тамбовской области, у которых установлен тариф на передачу, и больше они не осуществляют никакой деятельности. 

В 2012 году у нас также возбуждено одно дело в отношении гарантирующего поставщика. Оно находится в стадии рассмотрения. 

Ведущая:  Дело связано с серьезным нарушением?

Н.В. Попова: Не хватает данных по раскрытию информации на сайте, то есть неполнота изложения информации. Еще я бы хотела уточнить, что имеют большое значение  именно формулировки при размещении информации при соблюдении стандартов ее раскрытия. Как указано в стандартах, так и должно все размещаться. Например, у нас было ситуация, когда была указана одна формулировка, а гарантирующий поставщик разместил ее со словом  «потери». И догадывайтесь, что это значит, та ли это информация. Необходимо понимать, что информация, подлежащая раскрытию, направлена не определенному кругу лиц, которые будут ее читать, а для общего изучения, для всех людей. Прочитать ее и, самое главное, понять должен иметь возможность абсолютно любой человек, как правило, потребитель. 

Ведущая: Тем самым Вы хотите подчеркнуть, что информация должна быть, в первую очередь, доступной не только по расположению, но и по содержанию?

Н.В. Попова: Совершенно верно. Потому что лица разные могут ее читать, в том числе, и не обладающие специальными знаниями, не владеющие определенными терминами. Зайдя на официальный сайт, на главную страницу субъекта, они должны сразу увидеть либо раздел, либо ссылку, в которой четко написано, что здесь «Стандарты раскрытия информации». Пользователь не должен искать по всему сайту, где же эта информация. 

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: Позвольте поинтересоваться. Ведь вы, я имею в виду Тамбовское УФАС, занимаетесь регулярным мониторингом различных сайтов, размещающих информацию, подлежащую, согласно стандартам, раскрытию. Как я понял, не существует никаких типовых форм, регламентов по размещению информации. То есть, есть Постановление, и все. У меня в связи с этим, такой вопрос: существует ли некий сайт, который, по вашему мнению, близкий к идеалу, который может служить примером по соблюдению стандартов раскрытия информации?  Что бы мы, так скажем, по его подобию могли аналогично размещать на своем сайте информацию. Какой из сайтов гарантирующих поставщиков,  Вас, как представителя УФАСа, полностью устраивает? 

Ведущая: Я бы хотела уточнить, Вы спрашиваете конкретно о сайтах региональных компаний?

Д. Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: Хотелось бы на примере региональных компаний, чтобы в качестве примера использовать и заимствовать его структуру размещения. 

Н.В. Попова: Действительно, мы все знаем, что конкретных форматов и требований не установлено. Причем, ни стандартами раскрытия информации, ни какими иными регламентами. Проверяя, мы акцентируем внимание, прежде всего на то, чтобы конкретный раздел находился на главной странице,  ссылка вела на соответствующую информацию, и все находилось в одном месте, а не было разбросано по всему сайту и разным его разделам. Других конкретных требований и примеров нет. Мы всех проверяем по единым критериям. Показательный сайт в пример привести не могу. 

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: 
Тогда уточнение по данному вопросу. Дело в том, что мы, точнее сайт нашей компании в прошлом году был зарегистрирован  в качестве электронного средства массовой информации. С учетом этого факта, отпадает ли необходимость размещать в печатном издании у самую информации, которая подлежит размещению в рамках 24-го Постановления?

Н.В. Попова: Нет, стандартами четко предусмотрено, что информация должна размещаться и там, и там. То есть в официальных печатных изданиях ока также должна размещаться, либо хотя бы ссылка на сайт. Необходимо, конечно, указать, какая конкретно информация, и то, что более подробная информация по указанной ссылке размещена и доступна на сайте компании. 

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: Вопрос объясняется тем, что достаточно много денежных средств необходимо для размещения в печатном СМИ информации в полном объеме, порой это целых четыре разворота. Поэтому важно уточнить, достаточно ли и допустимо ли ограничится ссылкой на сайт, просто указав, что вся подробная информация, подлежащая раскрытию, размещена на сайте? 

Н.В. Попова: Все-таки нет. Ведь здесь важно понимать, что еще не у всех есть возможность свободного доступа в Интернет, чтобы в любой момент обратиться к вашим сайтам. Как раз в этих случаях люди могут почитать ее в печатном издании. В Постановлении четко указано, что в официальных печатных изданиях должны быть приведены сведения о составе, характере раскрываемой информации. За более развернутым и полным ответом предлагаю обратиться к нам, в Тамбовское УФАС, в частном порядке и мы все подробно разъясним. 

Ведущая: Наталья Викторовна подчеркнула, что все эти требования защищают право граждан в максимально доступном виде, в частности, периодическом издании, а не только  в Интернете, почитать информацию, подлежащую раскрытию. В таком случае, мне бы хотелось обратиться к нашим участникам, представителя заинтересованных организаций, поставщиков: если данные нормативно-правовые акты в  приведенных стандартах требуют максимальной открытости и доступности раскрываемой информации, скажите нам, как часто Вы получаете запросы от частных лиц о предоставлении такой информации? Насколько она востребована? Какова обратная связь?


Д.Ю. Гуляев,  ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: К примеру, в нашу компанию официальных запросов не было, а регулярность посещаемости сайта не позволяет узнать, сколько именно пользователей обращались к разделу по стандартам раскрытия информации. 

М.С. Гуськов, МУП «Тамбовинвестсервис»: Могу сказать, что к нам за прошлый год было только одно обращение от организации Мичуринского района. И то, не по электрике, а по тепловому комплексу, с просьбой разъяснить этот вопрос, где конкретно можно найти и почитать данные по стандартам раскрытия информации.  И в этом году у нас был один запрос от юридического лица по конкурентной ситуации. А от граждан, так скажем, обращений нет. 

Ведущая: Мы проговорили, и особо подчеркнули требования о расположении информации на сайте: что раздел должен находится или хотя бы быть доступен с  главной страницы, а не прятаться где-то в подразделах и так далее. А теперь я предлагаю подробней поговорить, не о форме, а о содержании. Каковы наиболее частые нарушения по представлению информации, по ее наполнению? На что здесь компаниям следует обращать наибольшее внимание?

Н.В. Попова: Надо отметить, что по содержанию, по полноте, у нас, в общем-то, все стараются. Сетевые организации, гарантирующие поставщики – все стараются соблюдать необходимые, указанные требования, максимально раскрывая информацию по объему. Мы это контролируем, в том числе, и соблюдение сроков. 

М.В. Сутормин: Я также еще добавить, что по 140-му Постановлению формы не утверждены. 

Ведущая: Насколько я помню, как раз таки Михаил из «Тамбовинвестсервиса» говорил об этом на этапе подготовки нашего мероприятия, эта тема также важна для в рамках обсуждаемой темы, и я предлагаю ее затронуть более подробно. 

М.В. Сутормин: Есть информационное письмо ФСТ, от 23 марта 2010 года №2398/5, в котором для организаций предлагает рекомендуемые формы для заполнения. Если есть такая необходимость, можете обращаться к нам, в Управление по регулированию тарифов, мы готовы помочь или переслать эти формы. Там достаточно большой объем, но при этом охватывает все стороны и максимальное содержание. 

Ведущая:
 К нашей встрече мы также заранее собирали вопросы для наших экспертов от заинтересованных организаций. В результате, нам были направлены на рассмотрение достаточно объемные, конкретные, практические ситуации. Все они были переданы в Тамбовское УФАС и Управление по регулированию тарифов Тамбовской области. Наталья Викторовна и Михаил Владимирович, готовы ли Вы сейчас прокомментировать их, ответить или есть необходимость более детального изучения вопроса и предоставления ответа в частном порядке адресатам? 

Н.В. Попова: Да, что касается вопроса по 24-му Постановлению, процитирую его, чтобы мы понимали, о чем идет речь: определенная информация раскрывается путем предоставления ее субъектам оперативно-диспетчерского управления 2 раза в год в конце каждого полугодия текущего года. Нужно ли при этом направлять сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации и в Федеральную службу по тарифам?

Ответ следующий: в контролирующий орган, в Тамбовское УФАС России, указанные сведения не нужно направлять. 

Также был вопрос по конкретному подпункту «ж» для сетевых компаний: определенная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта. Просили уточнить, если инвестиционная программа для менее чем 35 кВ (по каждому центру питания), раскрывается ли пункт в данном случае?

Отвечаю Вам, что пункт раскрывается, потому что он называется «об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации». То есть все инвестиционные программы должны раскрываться, и менее 35 также подлежит раскрытию.

Д.Ю. Гуляев,  ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: У есть еще вопрос к представителю Тамбовского УФАС. Скажите, есть ли какая-то сводная подборка судебной практики по нарушениям в данной сфере на территории Российской Федерации, которую ведет именно ФАС России. С тем, чтобы изучать типичные примеры нарушений, понимать взгляд ФАСа на конкретные ситуации и случаи нарушений. 

Н.В. Попова:
 Нарушения, которые обжалуются являются судебные, их можно посмотреть, почитать. А так, чтобы у нас была конкретно воедино сведена такая информация, этого нет.

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: А может быть, есть какие-то информационные письма такого содержания?

Н.В. Попова: Тамбовское УФАС, ФАС России информационных писем по данному вопросу не составляли. 

Ведущая: Вам в помощь могу порекомендовать сделать подборку судебной практики по данному вопросу. В частности, на тему «стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», подборка судебной практики в системе ГАРАНТ на сегодняшний день составляет 115 документов. 

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: 
Просто хотелось бы узнать о каких-либо нюансах судебной практики по этой части. 

Н.В. Попова: По этому вопросу за более подробной информацией вы можете обратиться к нам. 

Ведущая: Предлагаю также обсудить отдельно, какие санкции предусмотрены за нарушение соблюдения стандартов раскрытия информации. Наверняка, они всем вам известны, однако, в рамках нашего обсуждения этот вопрос немаловажен и логичен в качестве завершающего момента обсуждения.

Н.В. Попова:
 Как я уже озвучивала, это денежные штрафы, приписанные в Кодексе об административных правонарушениях. Практики серьезных наказаний в Тамбовском УФАС России пока нет. Возбуждались дела, но были прекращены в связи с малозначительностью. Не существует предупреждений, рекомендаций, писем и так далее. Сразу происходить проверка, просмотр сайта, если обнаруживается что-то, то сразу дело возбуждается и рассматривается. По итогам выносится Постановление о привлечение лица к ответственности или о прекращении дела. 

М.В. Сутормин:
 По нашей части предусмотрены очень серьезные, я бы даже сказал, жесткие, санкции. Даже за нарушение порядка ценообразования санкции мягче, нежели за нарушения в области соблюдения стандартов раскрытия информации. Суммы штрафов достаточно существенны, даже для энергетиков. 

Н.В. Попова:
 Некоторые субъекты в обоснование своих нарушений ссылаются на приказы, в которых назначено некое должностное лицо, ответственное за размещение стандартов раскрытия информации и на него возлагается вся ответственность. Должна напомнить, что ответственность, возложенная на должностное лицо, не освобождает от ответственности лицо юридическое. У нас, как правило, если конкретно будет установлена вина должностного лица, то мы имеем право наказать обе стороны.

Д.Ю. Гуляев, ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания»: Я бы хотел уточнить. Если штраф на юридическое лицо, то директор в любом случае несет материальную ответственность по административному Кодексу? Или в случае, если существует приказ о возложении таких обязанностей на иное лицо, то директор не подлежит административной ответственности, а ей, соответственно, подлежит лицо, на которое эта обязанность возлагалась? 

Н.В. Попова:
 Как правило, да. Это должностное лицо, на которое возложена ответственность соответствующим приказом. Конечно, каждая вина рассматривается конкретно. 

Ведущая: Есть ли какие-то особенности состава и порядка раскрытия информации именно организациями коммунального комплекса и, как следствие, нарушений?

М.В. Сутормин: Нарушений, конечно, в коммунальном комплексе существенно больше. Это происходит в связи с тем, что таких организаций намного больше, нежели по электроэнергетике. Последних порядка пятнадцати организаций, а по коммунальному комплексу около трехсот. И штат у «коммунальщиков» намного меньше, особенно в районах. И естественно, у них на первом месте не соблюдение стандартов раскрытия информации, а выполнение своих прямых обязанностей. Закономерно, что там нарушений гораздо больше. 

Ведущая: На нашей сегодняшней встрече в качестве слушателей присутствуют студенты 4 курса Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Ребята учатся по специальности «Государственное и муниципальное управление», и по итогу обсуждения, по услышанной информации у них появился вопрос. Я предоставляю Вам  слово.

Студент: Уважаемые эксперты, учитывая, что по обсуждаемой теме, в частности, по соблюдению стандартов раскрытия информации зачастую бывают нюансы, которые порождают нарушения, хотелось бы спросить – есть ли в Тамбовском УФАС и Управлении по регулированию тарифов специалисты, которые в случае необходимости могут проконсультировать по данному вопросу? То есть можно ли к вам обращаться за разъяснениями по данному в рамках данной темы?

Н.В. Попова:  Мы являемся исключительно контролирующим органом и консультации не даем, у нас другая работа. 

М.В. Сутормин: В контрольно-аналитическом отделе Управления по регулированию тарифов есть специалисты, которые могут проконсультировать по данному вопросу и разъяснить отдельные моменты. 

Ведущая: Уважаемые, гости, участники, и, конечно же, эксперты! От имени организаторов выражаю вам благодарность за активное участие, как на этапе подготовки, так и в процессе проведения мероприятия. Вопросы, требующие более детального рассмотрения, приняты экспертами на доработку, обмен контактами, а самое главное, очная встреча и диалог состоялись. Мы рады, что напрямую посодействовали этому, и будем делать это впредь. Любые темы правого характера, обсуждение актуальных нормативно-правовых актов, требующие, на Ваш взгляд, подобного рода открытого обсуждения, мы готовы рассмотреть и оказать помощь. Всем доброго дня и успешной профессиональной деятельности!

Опубликовано 25-06-2014, 21:22
  • Monika

  • 9 сентября 2015 01:11
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Such an imrvissepe answer! You've beaten us all with that!
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее