Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-интервью с М.С. Хорохориным

Дата проведения: 6 сентября 2011
 
Эксперт: Хорохорин Михаил Сергеевич, и.о. заместителя руководителя Управления федеральной налоговой службы по Тамбовской области
 
Ведущая интервью: Багатурия Рита (компания "Плюс Гарантия") 
 
Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Рады снова приветствовать Вас на очередной встрече для обсуждения темы, которая на этот раз будет интересна всем налогоплательщикам. Сегодня наш гость – исполняющий обязанности заместителя руководителя областного Управления федеральной налоговой службы – Михаил Сергеевич Хорохорин. И обсудим мы сегодня не только изменения в налогообложении, вступившие в силу с 1 января 2011 года, но и то, какое влиянии они оказали на деятельность субъектов предпринимательства.
 
Разумеется, в рамках любой заявленной темы, даже если она общего характера, интернет-аудиторию всегда интересуют ее региональные аспекты. Поэтому начать попрошу Вас именно с этого: какое, на Ваше взгляд, влияние оказали изменения, произошедшие в налогообложении, на деятельность субъектов среднего и малого предпринимательства Тамбовской области?


М.С. Хорохорин: Полагаю, что речь идет о повышении с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды для налогоплательщиков, работающих на упрощенной системе налогообложения, а также переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которое произошло на основании Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. 

Согласно данному закону, рост тарифов затрагивает как налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения, так и применяющих специальные режимы налогообложения, но если для первых нагрузка увеличилась на 8 процентов (с 26 до 34 процентов), то для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход - на 20 процентов (с 14 до 34 процентов), то есть в 2,4 раза. 

Вместе с тем, следует отметить, что названным Федеральным законом предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.

В переходный период с 2011 года по 2014 год для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности сельхозтоваропроизводителей, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Также сохранен действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых налогоплательщиками специальных налоговых режимов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 №432-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения, с 1 января т.г. предусмотрена возможность применения ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26 процентов, вместо 34 процентов. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Следует также отметить, что Президент России Д.А.Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 30.03.2011 года, дал поручение Правительству РФ подготовить предложения по снижению с 1 января 2012 года ставок страховых взносов.

Относительно влияния повышения тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, отмечу, что, по мнению специалистов-аналитиков, ряд налогоплательщиков в целях оптимизации налоговой нагрузки пытаются «уйти в тень» через сокрытие части оборотов и реально выплачиваемой заработной платы, путем ее выдачи в «конвертах», оформление работникам отпусков без сохранения заработной платы, снижения размера заработной платы, увольнение работников.

Вместе с тем, без специального исследования данного вопроса говорить о масштабах таких действий сложно. Также хотелось бы предостеречь представителей бизнес-сообщества от так называемой оптимизации, поскольку от использования незаконных схем зачастую страдает сам бизнес, т.к. уводя часть доходов в тень, они с трудом могут взять необходимые кредитные ресурсы. То же самое касается и граждан: если они будут получать зарплату в конвертах, им также будет сложно взять кредит, заработать в последствии достойную пенсию.

Ведущая: Как Вы в контексте сказанного, можете объяснить политику государства, сделавшего такой шаг, такое новшество в налогообложении, заведомо зная реакцию налогоплательщиков и ожидая негатив со стороны бизнес-сообщества? Здесь нам интересна Ваша позиция и как и.о. заместителя руководителя регионального УФНС, и как гражданина.

М.С. Хорохорин: Все последние годы политика государства в области налогов была, в принципе, направлена на снижение налогового бремени. Начиная с 21 века, это было снижение ставки по НДФЛ, затем снижение единого социального налога, налога на прибыль организаций. То есть государство последовательно снижало налоговую нагрузку. И вот этот вот шаг по увеличению тарифов страховых взносов был достаточно неожиданным, наверное, даже и для нас. Последствия просчитывались достаточно негативные. 

Ведущая: Чем, на Ваш взгляд, оправдывался такой шаг? Глобальным взглядом на будущее?

М.С. Хорохорин: Основная, конечно, цель – увеличение бюджета. Но, поскольку, как вы сказали, они сами уже пошли на попятную, оценив те последствия., которые имели место быть, то может быть, шаг был недостаточно просчитан. Но это моя точка зрения как гражданина. В принципе, до нашего президента была донесена позиция всех ассоциаций, и промышленников, и торгово-промышленной палаты и других, что ни к чему хорошему такой резкий скачок не приведет. Поэтому сейчас уже предпринимаются шаги снова по постепенному снижению налогового бремени. 

Ведущая: В проекте основных направлений налоговой политики на плановый период 2011-2013 годов, Минфин обозначил, что в целом, она будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы. Как Вы считаете, с учетом тех изменений, которые уже произошли в налогообложении, каким способом можно достичь поставленной цели?

М.С. Хорохорин: Опять же, государство именно для предприятий инновационной сферы предоставляет налоговые льготы, преференции, ускоренный порядок амортизации и еще достаточно широкий спектр мер именно на уровне регионов. То есть, к примеру, для предприятий Тамбовской области, которые реализуют крупные инновационные проекты, они получают льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций в той части, которая поступает в региональный бюджет.  

Ведущая: И это действительно предложения, которые могут существенно облегчить налоговое бремя таким предприятиям? Насколько существенна помощь?  

М.С. Хорохорин: Да, допустим, по налогу на имущество организаций, от налогообложения вообще освобождается то имущество, которое создается в процессе инновационного проекта. По налогу на прибыль организаций снижается ставка до порядка 5 процентов. Для предприятий это существенная льгота. Кроме того, вот опять же на уровне регионов, предоставляется гарантия Тамбовской области при получении предприятиями кредитов у банков. Опять же, это мера государственной поддержки. То есть государство заинтересовано в развитии предпринимательской деятельности, также и регион заинтересован в развитии предприятий на своих территориях. У нас область одна из самых динамично развивающихся. В принципе, шаги по стимулированию экономического роста ощущаются не на словах, а на деле. Поэтому поставленные задачи не просто решаемы, они уже решаются. 

Ведущая: Хотелось бы проанализировать с Вами также изменения в налогообложение, не тольковступившие в силу с 1 января 2011 года, но и в период с 2009 по 2011 год. Эти законопроекты касались введения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, расширения возможностей применения упрощенной системы налогообложения. Как вы можете оценить результаты этих изменений на практике?

М.С. Хорохорин:
 Что касается введения заявительного порядка возмещения НДС, даже по нашей, в принципе, небольшой области, в 2010 году налогоплательщики в трех случаях воспользовались заявительным порядком. Это было такое крупное предприятие как ОАО «Пигмент», и одно из предприятий, реализующих как раз таки инновационный проект. Эта мера удобна для таких предприятий, позволяет им более оперативно планировать свою финансово-хозяйственную деятельность, поскольку деньги на ее ведение получаются не через три с лишним месяца, а непосредственно на момент сдачи декларации. Причем, хочу отметить, что случаев, когда было принято решение о необоснованности возмещения налога при применении заявительного порядка, у нас в области не было. Все, что заявлялось, в ходе последующих налоговых проверок, подтверждалось, действия признавались добросовестными.
 
То, что касается упрощенной системы налогообложения. По анализу имеющейся у нас информации, можно сказать, что с учетом последних изменений, этот вид налогообложения является наиболее популярным у налогоплательщиков. Все большее их количество переходит на упрощенную систему. Федеральной налоговой службой рассматривается вариант, при котором упрощенная система налогообложения будет обязательной для налогоплательщиков, у которых оборот не превышает шестидесяти миллионов рублей в год. Этот шаг упрощает само ведение хозяйственной деятельности предприятия. Это отсутствие бухгалтерского учета. К тому же, и так ставки достаточно низкие, и еще региональным законодательством по широкому спектру видов деятельности вообще принята низкая ставка в размере 5%. То есть, опять же, государство предпринимает все шаги для развития малого и среднего предпринимательства. 

Ведущая: Михаил Сергеевич, а теперь я предлагаю перейти к вопросам, адресованных Вам со стороны интернет-ауитории сайта компании «Плюс Гарантия». И первый из них звучит так: Какие моменты были наиболее проблемными на этапе реализации процесса налогообложения с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2011 года?

М.С. Хорохорин: Одной из проблем при администрировании субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и ЕСХН), возникших с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и передачей контрольных функций по уплате страховых вносов Пенсионному фонду РФ и Фонду социального страхования РФ, явилось отсутствие возможности своевременного получения от фондов сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных страховых взносов. Отсутствие указанной информации не позволило налоговых органам оперативно, в рамках камерального контроля, проводить проверки обоснованности уменьшения сумм налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов на суммы страховых взносов.

В настоящее время, соответствующее соглашение об обмене информацией между ФНС России и Пенсионным фондом подписано на федеральном уровне. 

Ведущая: Какой была первая реакция налогоплательщиков Тамбовской области на изменения в налоговом законодательстве?

М.С. Хорохорин: Думаю, что отрицательная.  

Ведущая: В связи с принятием Федерального закона №83-ФЗ с 2011 года все бюджетные учреждения будут разделены на казённые, бюджетные и автономные. Что в связи с этим, изменилось в работе налоговых органов нашего региона? Осложнилась или упростилась их работа?

М.С. Хорохорин: В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ с 1 января 2011 года государственные (муниципальные учреждения) будут трех типов: казенные, бюджетные и автономные.

Решение об изменении типа учреждения принимает главный распорядитель бюджетных средств. Отмечу, что изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. Соответственно, в зависимости от типа государственного (муниципального учреждения) меняется и схема финансирования.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) здания, а казенных учреждений в виде бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета. 

Документом-основанием для финансового планирования в бюджетных и автономных учреждениях является план финансово-хозяйственной деятельности, а в казенном учреждении – бюджетная смета.

Помимо этого Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ внесены изменения в налоговое законодательство, а ст. 321.1 НК РФ, определяющая порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений, утратила силу. 

В новой редакции глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» устанавливает, что бюджетные ассигнования и субсидии, полученные казенными, бюджетными и автономными учреждениями, не учитываются в целях налогообложения.

Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнен подпунктом 33.1, согласно которому доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

С 1 января 2011 года казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ведущая: Согласно добавленным в ст. 169 НК РФ абзацам и пунктам счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. При этом счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки. На сегодняшний день, какой вариант более распространен?

М.С. Хорохорин: Действительно, согласно изменениям, внесенным в гл.21 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ, налогоплательщики с 02.09.2010 года имеют право выставлять счета-фактуры в электронном виде. Однако ФНС России еще не утвердила форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде. Утверждение форматов данных документов предусмотрено п. 9 ст. 169 НК РФ.

Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на право налогоплательщика направлять покупателю счета-фактуры в рамках электронного документооборота, единственно возможным вариантом является составление счетов-фактур на бумажном носителе и его личное вручение, либо направление с использованием услуг курьерской доставки или почтовой связи. 

Ведущая: Не возникают ли проблемные ситуации, касаемо возврата излишне удержанного НДФЛ, в связи с изменениями п.1 ст.231 НК РФ?

М.С. Хорохорин: На сегодняшний день проблемных ситуаций, касаемо возврата излишне удержанного налога на доходы физических лиц, в связи с изменениями п.1. ст.231 НК РФ, не возникало.

Ведущая: Начиная с 2011 года для организации учета дохода в налоговых карточках по учету доходов НДФЛ налоговые агенты, должны были самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов. Все ли с этим оперативно справились?

М.С. Хорохорин: С 1 января 2011 года налоговые агенты для целей исчисления и уплаты НДФЛ, согласно обновленной редакции п. 1 ст. 230 НК РФ, обязаны вести регистры налогового учета, которые вводятся вместо налоговых карточек формы №1-НДФЛ. Регистры налогового учета должны содержать полный набор обязательных реквизитов, предусмотренных п. 1 ст. 230 НК РФ, а именно:

- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
- статус налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми Федеральной налоговой службой;
- суммы полученных налогоплательщиком доходов и даты их выплаты;
- даты удержания и перечисления налога с доходов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации;
- реквизиты платежного документа о перечислении удержанной суммы НДФЛ.

Вопрос правильности ведения налоговыми агентами регистров налогового учета по НДФЛ проверяется налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок. Пока фактов грубого нарушения организациями порядка ведения регистров налогового учета не выявлено.

Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ со 2 сентября 2010 года увеличен размер штрафа для организаций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, предусмотренный статьей 120 НК РФ, с 5000 до 10 000 рублей. Указанная мера ответственности применяется не только за отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, но и за отсутствие регистров налогового учета. Следовательно, с 2011 года такие меры ответственности применяются и к налоговым агентам по НДФЛ, которые обязаны вести регистры налогового учета.

Ведущая: Михаил Сергеевич, я благодарю Вас за информативную беседу и участие в интернет-интервью в рамках реализации программы сотрудничества в органами государственной власти. Наша главная задача при этом – повышение правовой культуры населения. В связи с этим, напоследок, хотелось бы поинтересоваться, как Вы оцениваете уровень правовой культуры населения жителей нашего региона?

М.С. Хорохорин: Должен отметить, что в таких городах, как Тамбов, Мичуринск – он достаточно высок. Во всяком случае, я говорю о налогоплательщиках. Люди хорошо знают свои права и обязанности, полномочия сотрудников налоговых органов. На местах, он, разумеется, несколько меньше. Налоговые органы со своей стороны всячески помогает налогоплательщикам, мы проводим всевозможные обучающие семинары, консультируем людей, своевременно информируем об изменениях. Так что в этом смысле мы с Вами решаем одну задачу!

Опубликовано 25-06-2014, 21:26
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее