Дата проведения: 18 мая 2010
Эксперт - Сиднина Нина Викторовна, начальник отдела регулирования тарифов на транспорте, в социальной и непроизводственной сфере комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области
Ведущая интервью – Багатурия Рита (компания «Плюс Гарантия»)
Ведущая интервью – Багатурия Рита (компания «Плюс Гарантия»)
Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Гость нашего сегодняшнего интернет-интервью - начальник отдела регулирования тарифов на транспорте, в социальной и непроизводственной сфере комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области Нина Викторовна Сиднина.
Информационный поводом нашей встречи - актуальная на сегодняшний день тема - «Государственное регулирование и контроль за применением торговых надбавок на лекарственные средства».
Нина Викторовна, согласно действующему законодательству цены на лекарственные средства регулируются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каковы особенности регионального законодательства в данном направлении?
Н.В.Сиднина: На региональном уровне органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к отпускным ценам производителей лекарственных средств. В целях недопущения необоснованного роста цен на лекарственные средства со стороны комитета по тарифам осуществляется постоянный контроль за применением торговых надбавок в аптечных учреждениях области.
Ведущая: Как часто комитет проводит проверки и какова процедура проверки?
Н.В.Сиднина: С целью недопущения необоснованного роста цен специалистами комитета осуществляется постоянный контроль за правильностью формирования и применения розничных и оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства, реализуемые на территории области, в том числе с участием прокуратуры области, управления здравоохранения области, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тамбовской области, управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.
Всего в 2009 году совместно с прокуратурой области проверено 8 предприятий оптовой торговли. В 4-х из них выявлены нарушения порядка ценообразования.
Кроме того, в 2009 году в соответствии с планом контрольных работ комитета, а также на основании жалоб и обращений граждан проверено 30 аптечных учреждений г.Тамбова и Тамбовского района, в 15 из них выявлены нарушения порядка ценообразования на лекарственные средства, т.е. завышение предельного размера розничной торговой надбавки от 1% до 17,5 %.
По результатам проверок в соответствии со ст.14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации общая сумма административных штрафов составила 308,9 тысяч рублей.
В 2010 году проверки осуществляются в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2010 год, согласованным с прокуратурой области и утвержденным приказом комитета по государственному регулированию тарифов области от 09.12.2009 № 03/229, а также Административным регламентом проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением установленного порядка ценообразования, утвержденным приказом комитета по государственному регулированию тарифов области от 12.02.2010 № 4-р.
Всего с начала текущего года специалистами комитета проверено 7 аптечных учреждений г.Тамбова и г.Моршанска. Нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства не выявлено.
По мнению комитета по тарифам, одной из причин снижения эффективности проверок является вступление в силу с 1 мая 2009 года Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому субъект ценообразования должен быть уведомлен в письменном виде не позднее чем за 3 рабочих дня до начала плановой проверки, а внеплановые проверки с 1 января 2009 года могут проводиться только в определенных случаях (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, нарушения прав потребителей и т.п.) и только по согласованию с органами прокуратуры.
Ведущая: Расскажите вкратце, в чем суть методики определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 № 442-а.
Н.В.Сиднина: Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к отпускным ценам производителей лекарственных средств.
Нормативным правовым актом, регулирующим ценообразование на лекарственные средства в Тамбовской области, является постановление администрации области от 15.02.2010 № 146 «Об утверждении надбавок к ценам на лекарственные средства», которым с 1 марта 2010 года установлены предельные максимальные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства (дифференцированно по 3 ценовым группам), рассчитанные в соответствии с Методикой определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС, утвержденной приказом ФСТ России от 11.12.2009 № 442-а, на основании расчетных материалов, представленных фармацевтическими предприятиями области.
Методика определяет порядок расчета органами исполнительной власти субъектов РФ, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями на территории субъекта РФ. При этом учитываются следующие принципы:
возмещение организациям оптовой и розничной торговли лекарственными средствами экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных средств;
учет размера прибыли, необходимой для обеспечения средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, вышеназванным постановлением администрации области установлены предельные максимальные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС.
Сравнительный мониторинг средних розничных цен на медикаменты по городам ЦЧР (Липецк, Белгород, Курск, Воронеж, Тамбов) показал, что в апреле текущего года по сравнению с мартом розничные цены в городе Тамбове по 15 наименованиям лекарств из 40 анализируемых являются самыми низкими, по 11 – одними из самых низких, по остальным – примерно на том же уровне, что и в других регионах.
Ведущая: Как должна формироваться цена на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛС при заключении контрактов по результатам аукционов, котировок (94-ФЗ) и каким нормативным актом это регулируется? Возможна ли реализация лекарств, вошедших в перечень ЖНВЛС, но не имеющих зарегистрированную цену при поставке по торгам и каким документом это регулируется?
Н.В.Сиднина: Государственным заказчиком при проведении аукционов является управление здравоохранения области, которое в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» определяет порядок формирования цены контракта.
В функции комитета по государственному регулированию тарифов области осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области не входит.
Ведущая: При выходе нового госреестра цен ЖНВЛС обязаны ли оптовые и розничные организации переоценивать товар, который был закуплен до выхода нового госреестра? Если обязаны, то каким нормативным актом руководствоваться?
Н.В.Сиднина: Предельные цены на ЖНВЛС, зарегистрированные в иностранной валюте, указаны в госреестре справочно и пересчитываются организацией-импортером в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 (в редакции от 30.12.2009)
Ведущая: Нина Викторовна, огромное спасибо Вам за подробные ответы интернет-аудитории посетителей сайта компании "Плюс Гарантия". Мы уверены, что наше сотрудничество продолжится и в будущем мы проведем с Вами подобные интернет-мероприятия.